1. Как тренировать память
или помнить все
2. Готовимся к экзаменам
Как
все запомнить? Тренируемся...
Все мы знаем как сложно что-либо
выучить, особенно если очень большой объем. Неэффективной,
скучной, кратковременной, бессмысленной зубрёжке я (думаю, вы
тоже) предпочитаю элегантные, быстрые, красивые, интересные
мнемонические техники, с которыми вас и познакомит данный
раздел.
Память - великое свойство, без
которого трудно представить себе жизнь человека. Благодаря
памяти мы используем в повседневной жизни свой собственный опыт
и опыт предыдущих поколений. Можно ли как-то улучшить ее? От
чего она зависит? Попробуем ответить на эти вопросы.
Память бывает двух видов -
кратковременная, или оперативная, и долговременная. Студенты во
время сессии ухитряются за ночь «затолкать» в свою память
огромное количество
сведений, которые улетучиваются сразу после экзамена. Больные с
так называемой старческой забывчивостью в мельчайших
подробностях помнят события, происходившие в раннем детстве или
много лет назад, но не в силах удержать в голове то, что было
полчаса назад.
Возможности памяти безграничны.
Считается, что взрослый человек может запомнить от двадцати до
ста тысяч слов. Есть люди, обладающие феноменальной памятью.
Александр Македонский помнил имена всех своих воинов. Академик
Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. Моцарту
достаточно было услышать музыкальное произведение один раз,
чтобы исполнить его и записать на бумаге. Прослушав «Мизерере»
Аллегри (в 9 частях), он сумел по памяти записать всю партитуру
этого произведения, которая сохранялась Ватиканом в тайне. При
втором прослушивании Моцарт обнаружил в своей записи всего
несколько неверных нот. Такой же музыкальной памятью обладал и
Сергей Рахманинов.
Дирижер Артуро Тосканини помнил каждую ноту из 400 партитур.
Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира.
Доминик О'Брайен из Великобритании сумел запомнить расположение
перетасованных карт одной колоды за 38 секунд. Билл Гейтс помнит
сотни кодов созданного им программного языка.
По мнению ученых, память у
человеческого плода начинает работать через 20 недель после
зачатия. Во время тестов через живот матери посылался звуковой
сигнал, который зародыш мог слышать; затем с помощью
ультразвукового сканнера проводилась проверка реакции.
Выяснилось, что зародыш реагирует на шум, слегка двигая телом
или ногами. Правда, после пятого сигнала, он «привыкал» к
повторяющемуся звуку и мог его игнорировать. При повторном же
посыле сигнала через 10 минут и даже через сутки, зародыш без
труда распознавал знакомый звук. Ученые считают, что человек в
принципе может вспомнить то,
что с ним происходило в утробе матери.
На память влияет множество
факторов. Кто-то лучше запоминает то, что увидел, кто-то - что
услышал. В таких случаях говорят о зрительной или слуховой
памяти. Лучше запоминается предмет, вызывающий интерес.
Общеизвестна стойкость памяти чувств. В состоянии эмоционального
подъема из памяти иногда вызываются вещи, казалось бы, давно
забытые.
Очень важна мотивация. Человек, считающий себя абсолютно
неспособным к языкам, попав в чужой стране в стрессовую
ситуацию, когда вопрос стоит о физическом выживании, запросто
выучивает язык. Во многом способность к запоминанию зависит от
тренируемости. Британские ученые с помощью специального сканера
исследовали лобную долю головного мозга, которая заведует
перемещением в пространстве, у шоферов такси и представителей
других профессий. Оказалась, что она развита у таксистов гораздо
больше. Мало того, чем лучше водитель ориентируется в городе,
чем более кратким путем он может проехать из одного места в
другое, тем больше по размеру лобная доля его мозга. При этом
объем серого вещества в целом не меняется, оно просто
распределяется по иному.
С плохой памятью нередко путают
рассеянность. Но рассеянные люди на самом деле просто погружены
в свои мысли, их внимание как раз сконцентрировано, но на чем-то
ином, а бытовая информация им неинтересна. Часто за нарушения
памяти принимается невнимательность, вызванная переутомлением,
последствиями болезни, то есть состоянием, в
котором в данный момент находится человек. Ослаблению памяти
препятствуют запахи. Это объясняется соседством центра обоняния
с «запоминающей» зоной мозга. Острая реакция памяти на запахи,
видимо, запрограммирована: роль запахов в выживании древнего
человека была очень велика. Жалобы на плохую память учащаются
после 40 лет и тем более в пожилом возрасте. На самом деле, это
не совсем так. Просто по окончании активной учебы отпадает
надобность что-то заучивать, пропадает навык напрягать память, и
она «детренируется». Актеры, которым приходится учить новые роли
всю жизнь, и в старости справляются с длиннейшими текстами.
Сейчас в некоторых странах, например, в Германии и США, все чаще
люди, выйдя на пенсию, поступают в университеты (обычно на
гуманитарные факультеты), вполне успешно занимаются и сдают
экзамены наравне с юными однокурсниками.
Все помнить невозможно. Умение
забывать имеет огромное значение в выживании людей. Мозг должен
освобождаться от ненужного груза впечатлений и сведений. Память
как бы сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой
информации. При этом старая информация не исчезает бесследно, но
переходит из активной памяти в пассивную, откуда иногда ее
удается извлечь. Это замечательное свойство спасает многих людей
в трагических ситуациях.
В большинстве случаев память можно
улучшить. Ранее считалось, что у взрослого человека клетки мозга
- нейроны - не делятся и постепенно отмирают. Но оказалось, что
это не так.
Результаты последних исследований говорят о том, что нейроны
делится даже в 70-летнем возрасте. Причем, размножающиеся клетки
обнаружены в самых «думающих» участках мозга.
Сейчас ученые считаю, что возрастное ослабление памяти связано
не столько с физической гибелью нейронов, сколько с нарушением
контактов между ними. Вещества, помогающие установлению подобных
контактов, известны. Это прежде всего витамины С, Е, В6, В12,
бета-каротин, жирные кислоты, содержащиеся в лососе, тунце,
сардинах, сельди, вытяжка из растения гинкго билоба.
Средний человек использует не
больше десяти процентов врожденных возможностей своей памяти.
Остальные девяносто процентов пропадают, потому что мы не умеем
пользоваться естественными законами запоминания. А эти законы
весьма просты. Их три - впечатление, повторение и ассоциация.
Итак, вы хотите что-либо запомнить.
Во-первых, для этого нужно сосредоточиться и получить
впечатление, используя для этого не только зрение, но и слух,
обоняние.
Зрительное впечатление самое
прочное. Ведь нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз
толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Марк Твен не мог
запомнить последовательности своего выступления, когда
пользовался записями, но когда он бросил записи и для
запоминания стал пользоваться рисунками, все его трудности
исчезли.
Второй закон памяти - повторение.
Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран - книгу примерно
такого же объема, как Новый завет. Им удается запомнить ее
главным образом за счет повторения. И, наконец, третий закон -
ассоциации. Единственный способ надежно запомнить некий факт -
это связать его с каким-либо другим.
Через 5-10 минут после пробуждения
как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1.
-
Повторите алфавит, придумывая
на каждую букву слово. Если вы забыли какую-то букву или не
можете придумать слово, не останавливайтесь. Здесь важен
темп.
-
Назовите двадцать мужских имен
и столько же женских.
-
Выберите любую букву алфавита и
назовите двадцать слов, начинающихся с нее.
-
Закройте глаза и сосчитайте до
двадцати.
Советы учителей по подготовке к экзамену по истории
1.
Чтобы понять главное в изучаемом материале, надо подумать
над выводами, постараться их усвоить.
2.
Обрати внимание на вопросы и задания в конце параграфа,
они учат размышлять над текстом.
3.
При освещении событий должны присутствовать все элементы,
из которых складываются знания по истории:
a.
описать, что происходит, где и когда, как, и почему
действует;
b.
показать причинно-следственные связи, мировоззренческие и
моральные обобщения, место и роль события и процесса в развитии
человеческого общества.
4.
Наиболее надежная ориентация достигается при прочном
знании минимума дат и умении логически соотносить с ними другие
даты. Поэтому для запоминания важнейших дат не жалей времени.
c.
представляющие “опорные пункты” для ориентации в
историческом процессе, запоминание которых необходимо;
d.
показывающие течение процесса.
Советы учителей по написанию изложения по русскому и
белорусскому языкам
1. Слушать и воспринимать текст, осознавая тему и основную
мысль.
2. Запомнить конкретные факты, последовательность изложения
материала.
3. Осознать особенности авторского стиля и тип высказывания.
4. Воспроизводить услышанное в пересказе в соответствии со
стилем и типом речи, подбирая для этого необходимые языковые
средства.
5. После первого прослушивания текста стремитесь не только
составить план, но и записать те слова, словосочетания, на
которые обратили внимание, как на особенно выразительные.
6. Строить высказывание так, чтобы оно было цельным, связанным
завершенным.
Что делать…
НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА:
·
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к
экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это
неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с
вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как
можно лучше, чтобы встать с ощущением “боевого” настроя.
·
В пункт сдачи экзамена вы должны явиться, не опаздывая, лучше за
15-20 минут до начала тестирования.
·
Если на улице холодно, не забудьте тепло одеться, ведь вы будете
сидеть на экзамене 3 часа.
ПЕРЕД НАЧАЛОМ ТЕСТИРОВАНИЯ:
·
В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как
заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер
школы и т.д.) Будьте внимательны!!! От того, как вы внимательно
запомните все эти правила, зависит правильность ваших ответов!
ВО ВРЕМЯ ТЕСТИРОВАНИЯ:
·
Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания
в нем содержатся.
·
Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно понять
его смысл.
·
Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его,
чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните
отвечать на те вопросы в задании в которых вы не сомневаетесь,
не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.
·
Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в
тексте всегда найдутся вопросы, с которыми вы обязательно
справитесь.
·
Думайте только о текущем задании! Когда вы делаете новое
задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в
текстах не связаны друг с другом, поэтому задания, которые вы
применили в одном, решенном вами, как правило, не помогают, а
только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое
задание.
СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ
·
Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи,
удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу,
карандаши и т.д.
·
Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (они
повышают интеллектуальную активность). Для этого достаточно
картинки или эстампа в этих тонах.
·
Составите план занятий. Для начала определите: кто вы - “сова”
или “жаворонок”, и в зависимости от этого максимально
используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый
день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня
будет изучаться. Не вообще: “немного позанимаюсь”, а какие
именно разделы и темы.
·
Начните с самого трудного раздела, с того материала, который
знаете хуже всего. Но если вам трудно “раскачаться”, можно
начать с того материала, который наиболее всего интересен и
приятен.
·
Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут -
перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы,
сделать зарядку, принять душ.
·
Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по
этому предмету. Эти тренировки ознакомят вас с конструкциями
тестовых заданий.
·
Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения
тестов (на 1 задание в части А в среднем должно уходить не более
2-х минут).
·
Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа.
Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.
·
Оставьте один день перед экзаменам на то, чтобы еще раз
повторить самые трудные вопросы.
·
Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу
правильный вариант ответа, а последовательно исключить те,
которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге
сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не
на пяти-семи.
·
Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать
глазами и заметить явные ошибки.
Рекомендации по подготовке к экзаменам
Самое важное в подготовке к экзаменам – это эффективная
организация процесса заучивания и повторения.
Самый распространенный при подготовке среди школьников и
студентов способ – оставлять все на последний день и последнюю
ночь – является самым непродуктивным, поскольку в результате
этого в голове остается такая "каша", что на экзамене бывает
очень трудно разобраться и вспомнить нужную информацию. Либо – в
случае, если у вас очень хорошая память – все более-менее в
порядке до экзамена, вы можете успешно вспомнить то, что читали
накануне, но уже через неделю в голове не останется почти
ничего. Для долговременного хранения информации в памяти
необходимо повторение, а этого вами сделано не было. Читая 1
раз, вы "включаете" в работу лишь кратковременную память, и
через некоторое время незакрепленная информация вытесняется
другой, более нужной в настоящий момент.
Существуют несколько способов организации процесса повторения,
которые, как показала практика, дают наибольший эффект. Выберите
тот способ, который вам показался ближе, тот, который подойдет
именно вам.
I способ.
Ценность этого способа – в использовании перерывов при
заучивании одного билета, одной темы и т.п., но не длинных.
Сначала вы повторяете материал через 5 минут, затем - через 1
час, после – через день.
II способ.
Организация рационального повторения:
1.
Прочитать – повторить.
2.
Повторить через 10-15 минут.
3.
Повторить через 8-9 часов.
4.
Повторить через день.
III способ.
Формула успешного повторения ОЧОГ.
О – ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные
мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти.
Ч – чтение. Прочитайте текст внимательно и постарайтесь выделить
второстепенные детали, установите их связь с главными мыслями.
Несколько раз повторите главные мысли в их связи со
второстепенными.
О – обзор. Быстро просмотрите текст. Чтобы углубить понимание
текста, поставьте вопросы к главным мыслям.
Г – главное. Мысленно перескажите текст, или еще лучше,
перескажите его кому-нибудь или себе вслух, припоминая при этом
главные мысли.
|